WWW.INFO.Z-PDF.RU
БИБЛИОТЕКА  БЕСПЛАТНЫХ  МАТЕРИАЛОВ - Интернет документы
 


« ...»

БОУ ТР ОО «Троснянская средняя общеобразовательная школа»

Илюхина Н.Д.

Автореферат на тему

«Приобщение школьников к истокам национальной культуры посредством народных игр»

Оглавление

Введение

Приобщение школьников к истокам национальной культуры посредством народных игр

1. Актуальность проблемы

2. Из истории изучения вопроса приобщения школьников к истокам национальной культуры посредством народных игр

3. Реализация программы «Народные игры» в урочной и внеурочной деятельности по физической культуре

III. Заключение

I. Введение

Сегодня на многое мы смотрим по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. Большинство современных людей поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали? Как отдыхали? Что их радовало, что тревожило? О чем мечтали? Далеко не каждого человека в современном обществе интересуют ответы на эти вопросы.

 Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен. И это очень важно, когда речь идет о воспитании молодёжи.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше настоящее, как некогда наше прошлое, так же творит традиции будущего. Что скажут об этих традициях наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой. Уроки физической культуры и внеурочная деятельность по предмету представляют широкое поле деятельности в этом направлении.

Приобщение школьников к истокам национальной культуры посредством народных игр

Актуальность проблемы

Народная педагогика вобрала в себя общечеловеческие ценности, формировавшиеся веками.

Русская народная игра – наша историческая память. В жизни Древней Руси различные игры и игрища, как составные части народных и храмовых праздников, занимали видное место. В празднествах принимали участие люди всех возрастов, но особенная роль отводилась детям, они были самыми активными их участниками.

Игры издавна служили средством самопознания, в них проявляли лучшие качества человеческого характера: доброту, благородство, взаимовыручку. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Поэтому народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш компьютерный век.

Проведя вводное анкетирование среди учащихся 1 - 4 классов, я убедилась в том, что дети знают очень мало народных игр, а если и знают, то не догадываются, откуда они взялись и часто путают названия и правила народных игр, совсем ничего не знают об истории их появления.

Рассмотрев эту проблему, возникла идея введения народных игр с описанием их правил и значения для воспитательно-развивающего потенциала обучающихся в программный материал уроков физической культуры и внеурочную деятельность.

         2. Из истории изучения вопроса приобщения школьников к истокам национальной культуры посредством народных игр

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое  знание и свободное владение обширным  игровым репертуарам,  богатое и разнообразное по своему содержанию.

А.П.Усова, К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в  национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и  обычаями   известной местности, семейной жизни и окружающей его среды. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.  

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Анализ литературы и источников свидетельствует, что проблемам изучения народных игр как средства воспитания и обучения посвящены исследования многих ученых. Однако педагогический потенциал народной игры недостаточно исследован. Отсюда и ряд противоречий, среди которых можно отметить следующие:

- между необходимостью формирования познавательного интереса младших школьников в процессе воспитания и обучения и отсутствием достаточных эффективных средств повышающих активности детей;

- между объективной необходимостью повышения активности в детском сознании познавательных процессов и недостаточной разработанностью таких средств, как народные игры в обучении и воспитании учащихся;

между гуманизацией современного образования, ориентацией на личностно - ориентированное воспитание, с одной стороны, и недостаточным использованием наиболее эффективных средств формирования приобщения детей русским традициям, каким является народная игра, с другой стороны.

Недостаточная разработанность проблемы использования народной игры как средства приобщения детей к истокам русской культуры и определили тему моего реферата: «Приобщение школьников к истокам национальной культуры посредством народных игр».

3. Реализация программы «Народные игры» в урочной и внеурочной деятельности по физической культуре

Опыт работы в школе по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком  опыта общественной жизни, сформированные условия для активного познания школьником окружающей его социальной действительности  имеет решающее значение в становлении основ личности.

Целью моей работы в данном направлении является возрождение народных игр и распространение игрового опыта прошлых поколений.

Задачи:

развивающие:

-развивать на основе культурных традиций и известных разновидностей народных игры творческие способности детей и подростков;

-адаптировать технологии физической подготовки к потребностям и условиям физического воспитания школьников;

-формировать мотивационные механизмы ценностного отношения к исконным национальным традициям воспитания и поддержания здоровья подрастающего поколения;

образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки обучающихся средствами народной игры;

-комплексно воздействовать на развитие основных физических качеств учеников.

воспитательные:

-воспитывать положительные психологические качества личности;

-воспитывать дисциплинированность, отзывчивость, честность, смелость, используя на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности народные игры;

-провести исследование эффективности применения народных игр на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты: применение народных игр при самостоятельных занятиях в организации досуга со сверстниками; повышение двигательной активности; привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение праздников русских народных игр.

Решение поставленных задач осуществляется через ряд организационно-содержательных моментов:

введен третий, дополнительный, час в учебное расписание;

разработано перспективное планирование внеурочной деятельности «Народные игры» для 1-4 классов с использованием русских народных игр;

разработана программа «Народные игры и забавы» для обучающихся 1-4 классов, занимающихся в группе продлённого дня;

внедрение в тематическое планирование игры «Лапта» для обучающихся 5- 9 классов;

проведение открытых занятий «Ярмарка народных игр», «День потех и угощений», «Калейдоскоп народных игр», «Веселимся мы, играем и нисколько не скучаем», «Фестиваль народных игр».

Через внеурочную деятельность стремлюсь приобщать младших школьников к культуре, общечеловеческим ценностям, помогаю заложить в них фундамент нравственности, патриотизма, формирую основы самосознания  и индивидуальности.

Проанализировав уровень физической подготовленности детей, пришла к выводу, что в учебном процессе необходимо использовать игры «Волк во рву», «Гуси - лебеди», «Лиса и куры» и др. игр, способствующих развитию двигательных качеств.  

Проводя игры «Удочка», «Рыбаки и рыбки», «Невод», знакомлю обучающихся с отражением повседневной трудовой жизни крестьян. Сопровождаю процесс игры объяснением, что русские деревни стояли обычно по берегам рек и речушек, озер, поэтому удочки были у каждого уважающего себя мальчишки. С интересом наблюдали ребята за ловлей рыбы большими сетями-неводами. Так как было нашим предкам не придумать игру, где можно «половить» рыбу удочкой или сетями?

 В народе каждая игра была приурочена к какому-то определенному празднику, поэтому  в своей деятельности огромное значение отвожу обрядовым народным играм «Верба-вербочка» (игра на Вербное воскресенье); «Солнышко-ведерышко» - игра на Пасху; «Пчелки и ласточки» - игра на Благовещенье; «Золотые ворота» - на Троицу; «Заря-заряница». Такие игры вызывают интерес у детей не только как жанр устного народного творчества, но и как способ получения знаний о народных обрядовых праздниках.

Детская фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших к младшим передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших дней. Но кроме этого каждое поколение детей придумывало свои подвижные игры, которые можно было бы определить как современный детский игровой фольклор, например, игра в «Резиночку», в «Банки» и др.

Кроме игр на уроках и во внеурочной деятельности изучаю кричалки, зазывалки, считалки, «мирилки», например, «Мирись, мирись, больше не дерись». «Мир, мир - навсегда! Ссор, ссор - никогда!». «Больше ссориться не нужно, мир и дружба! Мир и дружба!».

На протяжении всего учебного процесса изучаем ряд игр, которые с большим удовольствием и пользой можно применять как в учебном процессе, так и в свободное время, в кругу семьи. И такая работа дает свои результаты. Очень приятно наблюдать, как дети вместе с родителями в выходные дни играют в игру «Салки», «Горелки», «Платочек», в зимнее время катаются на санках.

Нужно отметить, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно к игре приобщать. От содержания игр зависит успех передачи культуры, быта, традиций того или иного народа.

Для распространения опыта работы мною был проведён мастер-класс для учителей физической культуры района «Фестиваль народных игр», на региональном семинаре «Учительского единства» 17 декабря 2013 было показано занятие по внеурочной деятельности «Ярмарка народных игр». На школьном уровне проведён праздник «Калейдоскоп народных игр».

На всех этих мероприятиях на примере русских народных игр я стремлюсь показать, какое место занимают русские народные традиции в жизни троснянцев. И в этом вы могли убедиться сегодня.

Вместе с детьми я обратила внимание на то, что жизнь русского человека тесно связана с природой. Играя в народную игру «Стадо», отметила, что основным видом деятельности орловских крестьян является земледелие и животноводство. Игры, по традиции, мы сопровождали старинными русскими считалками, зазывалками, закличками. Народные игры способствуют социализации детей, так как развивают их творческие способности, доброжелательные отношения между учащимися. Развитие быстроты, ловкости, внимания, пространственной ориентировки, приучение детей к выполнению действий по сигналу реализовывались в подготовительной и основной части занятия. Методы и приёмы, использованные мной, соответствуют содержанию и целям занятия.

Главным показателем успешности данного занятия стала его эмоционально окрашенная атмосфера. Это и определило естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые под действиями сменой одного задания другими, использование костюмов, музыкального сопровождения.

На мой взгляд, дети успешно справились с поставленными задачами. На протяжении всего занятия они были активными, внимательными, ловкими, дружными. Ребята не только узнали много нового на этом занятии, но и получили удовольствие, выполняя все правила и условия игр.

III. Заключение

Работая по этой теме, отметила, что радость  движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка,  они способствуют формированию   устойчивого отношения к культуре родной страны,   созданию  эмоционально положительной основы для  развития патриотических чувств.

Приоритетным направлением своей педагогической деятельности считаю организацию воспитательно-образовательного процесса таким образом, чтобы обучающиеся могли взаимодействовать со сверстниками, стремились использовать народные игры для организации активного отдыха и досуга и выполнять игровые действия не только под моим руководством, но и самостоятельно.

Литература

Журнал «Физическая культура» №1,2002

1. Якуб Н.К., Вспомним забытые игры.- М: Детская литература, 1988.

2. Кондакова О.Н., Детские считалки.- М: Детская литература, 1999.

3. Бесова М.А., Шутки, игры, песни соберут нас вместе.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

4. Т.И. Осокина «Детские подвижные игры народов СССР» - М.; Просвещение. 1988.

5. Журнал « Физкультура в школе» № 1, 1995 г.; № 3 1994 г,№1,2002

6. Методический журнал «Спорт в школе» Январь. 2012г.

7. Детские народные подвижные игры М., «Просвещение», «Владос». 1995г.

8. Науменко Г. Чудесный короб М., «Детская литература» 1989

9. Развивающие игры на уроках физической культуры М., 2003 Дрофа

Похожие работы:

«Содержание TOC \o 1-3 \h \z \u Введение PAGEREF _Toc422139871 \h 3Глава 1. Обзор литературы PAGEREF _Toc422139872 \h 6§ 1. История развития паразитических червей PAGEREF _Toc422139873 \h 6§ 1.1. Эволюционный путь...»

«Цель: воспитание интереса к математике через игровую деятельность. Задачи. Продолжить формирование интереса к математике, к ее истории; обобщить и систематизировать полученные знания через положител...»

«Проверочная работа по теме: " Население Земли " Исторически сложившиеся группы людей, с общими наследственными физическими признаками. Человеческие расы Наука о населении (воспроизводство.) называет...»

«Старшая-подготовительная группа. Проектная деятельность "Моя малая родина – Приангарье". Вид проекта: информационно-практический, познавательный. Название проекта: "Моя малая Родина – Приангарье". Возраст воспитанников: 5-7 лет. Срок реализации:4 месяца. Актуальность: Старинная муд...»

«Апостолы славянского мира Протоиерей прот. Максим Козлов О славянских первоучителях Кирилле и Мефодии по сей день ведутся споры по вопросам: кому принадлежит честь первого поощрения славянского христианства: Риму или Константинополю? Кем были по происхождению солунские братья: греками или славянами? Какова роль византинизма в...»

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Образовательная программа "Теория и практика межкультурной коммуникации (английский язык)" Семенова Римма ДмитриевнаГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ИСЛАМА Выпускная квалификационная работа бакалавраНаучн...»

«Пояснительная записка Рабочая программа курса История Древнего мира составлена на основе авторской программы В.И. Уколовой "История древнего мира" 2013 г. С учетом государственного обязательного стандарта 2012 г. Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 раза в неделю. Цели и задачи курса• Со...»

« Вступительное слово на уроках памяти"НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИГОВОР ФАШИЗМУ" Тема, которая сегодня ставится на обсуждение актуальна как никогда. Появление патриотизма было обусловлено возникновением древних государств, которые нуждалис...»

« МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ" Утверждено приказом директора школы приказ № 592 С от 02.09.2016 Принято на заседании педагогиче...»








 
2018 www.info.z-pdf.ru - «Библиотека бесплатных материалов - интернет документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.